Минфин России разъяснил, что у налоговых органов отсутствуют правовые основания на применение для целей налогообложения сведений об инвентаризационной стоимости, представленных уполномоченными органами в налоговые органы после 1 марта 2013 года, а также сведений об инвентаризационной стоимости, представляемых в налоговые органы лицами, не являющимися уполномоченными органами (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 25 января 2017 г. № 03-05-06-01/3400).
Финансисты пояснили, что установление законодательного ограничения на применение для целей налогообложения сведений об инвентаризационной стоимости имущества обусловлено тем, что начиная с 1 января 2013 года проведение государственного технического учета и определение инвентаризационной стоимости имущества не предусмотрено (ст. 43 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"; далее – Закон № 221-ФЗ; далее – Закона № 221-ФЗ). Также в настоящее время действующим законодательством не установлен орган, уполномоченный осуществлять проверку достоверности установленной ранее инвентаризационной стоимости имущества. В связи с этим такая стоимость объекта недвижимости может быть оспорена в судебном порядке.
Напомним, что на территории субъектов РФ, не перешедших к исчислению налога на имущество физлиц по кадастровой стоимости, исчисление этого налога производится по инвентаризационной стоимости с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года (п. 2 ст. 402 Налогового кодекса).
Отметим, что с 1 января 2013 года на всей территории России осуществляется государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений (ч. 8 ст. 47 Закона № 221-ФЗ). Вопросы, касающиеся нормативно-правового регулирования в сфере оценочной деятельности, отнесены к компетенции Минэкономразвития России (Положение о Минэкономразвития России). В то же время федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики, включая вопросы государственного учета жилищного фонда, является Минстрой России (Положение о Минстрое России).
Как следует из заключений Минэкономразвития России и Минстроя России, инвентаризационная стоимость объектов недвижимости в настоящее время может быть рассчитана исключительно для целей, не связанных с налогообложением.
Добавим, что субъекты РФ могут самостоятельно определять дату перехода к налогообложению недвижимости физлиц и организаций по кадастровой стоимости (ст. 378.2, ст. 402 НК РФ).