По мнению директора департамента инновационного развития Минэкономразвития России Германа Ветрова, повысить качество соцуслуг, оказываемых социально ориентированными НКО потребителям можно за счет создания определенных стандартов и правил деятельности таких организаций. Представитель ведомства заявил об этом в ходе круглого стола "Развитие практики саморегулирования СО НКО: общественные предложения", состоявшегося 10 февраля в ОП РФ.
Причем в данном случае предполагается, что социально-ориентированные НКО должны определить правила и стандарты для себя самостоятельно, то есть в рамках саморегулирования. Герман Ветров добавил, что для повышения качества соцуслуг и введения стандартов для социально ориентированных НКО необходимо доработать соответствующее законодательство.
Наряду с этим представитель Минэкономразвития России обратил внимание на то, что сегодня установлены лишь формальные требования к исполнителям общественно полезных услуг: если организация не нарушает закон, и у нее есть опыт оказания соцуслуг, то она уже вправе осуществлять свою деятельность. По его мнению, перечень требований к организациям необходимо расширить, и тогда это положительно отразится на качестве соцуслуг.
Напомним, что НКО признаются социально ориентированными, если они осуществляют определенный вид деятельности. В частности, занимаются социальным обслуживанием, социальной поддержкой и защитой граждан, охраной окружающей среды, благотворительностью и т. д. Тогда они вправе претендовать на государственную поддержку (ч. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"; далее – закон об НКО).
Отметим, что развитие практики саморегулирования социально ориентированных НКО входит в правительственную дорожную карту по поддержке таких организаций. Так, Минэкономразвития России и ОП РФ поручено подготовить соответствующие предложения до конца текущего месяца (распоряжение Правительства РФ от 8 июня 2016 г. № 1144-р).
Член ОП РФ Елена Тополева-Солдунова также считает, что практику саморегулирования необходимо внедрять в деятельность социально ориентированных НКО, причем выделила две причины этого. Во-первых, она предположила, что объединение на почве саморегулирования усилит позиции подобных НКО на рынке соцуслуг и позволит им защищать свои интересы. А во-вторых, объединение НКО, оказывающих соцуслуги, для создания своих правил и стандартов, как ожидается, повысит прозрачность данных услуг. По словам члена ОП РФ, в настоящее время действует много лжеблаготворителей и мошенников, в том числе в сфере волонтерства.
Вместе с тем, по мнению ряда специалистов, положения российского законодательства, которые касаются вопросов саморегулирования, в основном подходят для коммерческих организаций, но не для НКО. Об этом также рассказала Елена Тополева-Солдунова. Ее позиция сходна с мнением Германа Ветрова в части реформирования законодательства. Член ОП РФ не исключила, что для эффективного саморегулирования НКО придется принять специальные нормативные акты.
Между тем эксперт ОП РФ Оксана Коротеева полагает, что действующее законодательство о саморегулируемых организациях в целом применимо для НКО, оказывающих соцуслуги, хотя и требует доработки. Например, подходящим для НКО она назвала непосредственно определение саморегулирования как деятельности по разработке и установлению внутренних правил и стандартов, а также по контролю за их исполнением (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях"; далее – закон о СРО).
В каком объеме заказчики обязаны осуществлять закупки у социально ориентированных некоммерческих организаций? Узнайте из материала "Субъекты малого и среднего предпринимательства" в "Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки". Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ
Также она отметила, что инструменты, которые уже сегодня используют саморегулируемые организации, подойдут и объединениям социально ориентированных НКО. К указанным инструментам она отнесла, в частности, применение мер дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации, анализ их деятельности, организацию профобучения и т. д. (п. 2, п. 4, п. 6 ч. 1 ст. 6 закона о СРО).
Вместе с тем, минусом закона о СРО, применяемого для целей саморегулирования НКО-исполнителей соцуслуг, эксперт назвала вопросы финансирования. Она напомнила, что по закону саморегулируемые организации финансируется за счет вступительных, членских и целевых взносов (п. 1 ч. 1 ст. 12 закона о СРО). Поэтому, как подчеркнула Оксана Коротеева, НКО, оказывающие соцуслуги, не смогут финансировать свое саморегулирование, потому что они слишком слабы и малочисленны для этого.
Во время мероприятия затрагивался и практический момент объединения НКО в саморегулируемые организации. Так, Елена Тополева-Солдунова указала, что уже сегодня в сфере благотворительности есть примеры условно саморегулируемых организаций, создающих для себя определенные правила поведения, но скорее это касается профессиональной этики. Она также сообщила, что в настоящее время на региональном уровне появляются ассоциации поставщиков соцуслуг, правда, иногда их создают не столько для самоорганизации, сколько для совместного оказания услуг – когда одна организация не в силах справиться с такой задачей.
Член ОП РФ также обратила внимание на существующую проблему в предполагаемом объединении НКО на базе саморегулируемых организаций. По ее словам, для того, чтобы создать такие организации, в регионах порой нет достаточного количества участников, так как немногие НКО оказывают соцуслуги. Вместе с тем она отметила, что если региональные исполнители соцуслуг войдут во всероссийскую саморегулируемую организацию, последняя не сможет учесть все различия законодательства отдельных субъектов РФ и помогать каждой НКО.
В числе препятствий для саморегулирования также были названы административные барьеры. По словам директора Магнитогорского городского благотворительного общественного фонда "Металлург" Валентина Владимирцева, НКО могут получить заказ только после того, как их включат в специальный реестр, что существенно усложняет им вход на рынок соцуслуг. Он сообщил, что в Челябинской области сегодня существует только одна НКО, которая вошла в реестр и оказывает соцуслуги.
Напомним, федеральные и региональные органы исполнительной власти, а также местные администрации оказывают поддержку тем НКО, которые признаны социально ориентированными. При этом сведения о таких организациях заносятся в один из предусмотренных законодательством реестров (в государственный или муниципальный) (ч. 1 ст. 31.2 закона об НКО).