Минфин России готовит переподчинение служб внутреннего аудита напрямую руководителям организаций

Минфин России готовит переподчинение служб внутреннего аудита напрямую руководителям организаций

Минфин России готовит переподчинение служб внутреннего аудита напрямую руководителям организаций
»Подразделения внутреннего финансового контроля и аудита должны напрямую подчиняться руководителю организаций, – отметил на состоявшейся на этой недели пресс-конференции »Внутренний контроль и аудит в России» начальник Инспекции экспертно-аналитической и контрольной деятельности Счетной палаты РФ Юрий Назаров. – Это принципиально. Такая структура являлась бы эффективным механизмом управления, так как внутренний контролер или аудитор в таком случае будет непредвзято информировать свое руководство о том, какие процессы происходят в организации». Между тем, как пояснил представитель ведомства, Минфину РФ уже поручено правительством внести изменения в правила осуществления внутреннего финансового аудита, дополнив их нормами о подчиненности субъекта внутреннего финансового аудита исключительно руководителю организации.

Сергей Романов, директор Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина РФ, подтвердил информацию о готовящихся поправках. Однако отметил, что контролер, находясь в подчинении руководителя, должен, в первую очередь, оберегать организацию от нарушений, а не заниматься их выявлением. »Ни один внутренний контролер, являющийся сотрудником организации, не обнародует то, что он обнаружил в результате проверки, ведь потом внешний контролер придет и зафиксирует это нарушение», – аргументировал он свою позицию.

Напомним, что внутренний финансовый контроль и аудит осуществляется уполномоченными лицами или структурными подразделениями органов власти в подведомственных им организациях, исполняющих бюджетные полномочия  (п. 5 ст. 160-2 Бюджетного кодекса РФ, п. 28 Правил осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита). Кроме того, экономические субъекты также обязаны осуществлять внутренний контроль и аудит фактов хозяйственной жизни (ст. 19 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Отметим, что требования о подчиненности субъекта внутреннего финансового контроля напрямую руководителю организации в действующем законодательстве не предусмотрено. Вместе с тем нередко службы внутреннего контроля и аудита организации напрямую подчинены ее руководству (п. 1.8 Порядка осуществления внутреннего финансового аудита в Федеральной службе по финансовому мониторингу, п. 3 Положения об осуществлении внутреннего финансового аудита в Пенсионном фонде Российской Федерации»).

Такая конструкция внутреннего аудита, при прямой подчиненности контролеров руководителю организации, по мнению некоторых экспертов, неэффективна, так как именно независимость аудиторов позволяет получать достоверную информацию о надежности функционирования системы внутреннего контроля. Более того, выведение аудиторов из-под непосредственного управления руководства предприятия, отмечают они, эту проблему не решит. «Дело заключается в том, что обычно, в силу дефицита кадров, службы внутреннего контроля и аудита подчиняются бухгалтерским или экономическим службам организации. А на самом деле они сами должны контролировать эти службы. Как аудитор может проверить своего руководителя, если будет подчинен заместителю руководителя, курирующего экономический блок? – подчеркнул начальник Главного контрольного управления города Москвы Евгений Данчиков. – Поэтому, в первую очередь, должно соблюдаться правило независимости аудиторов и контролеров и максимальной их ответственности в оценке проблем и рисков организации, которые они должны донести до руководителя или управляющих органов, ничего не скрывая. Только так они смогут принять решения и выводы как улучшить систему управления». Однако конкретного способа, как можно обеспечить независимость контролеров внутри организации спикер не предложил.

Статс-секретарь – заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский, в свою очередь, также не считает правильным, когда структурные подразделения по внутреннему контролю и аудиту подчиняются напрямую руководителям организаций. »Учитывая загруженность руководителей, которые не в состоянии детально анализировать каждый документ, необходимо ужесточить, прежде всего, персональную ответственность тех, кто осуществляет контроль над соблюдением законодательства Российской Федерации, вместо переподчинения их руководству», – считает он.

Однако, с такой позицией Юрий Назаров не согласен. По его мнению, только руководитель принимает решения о распоряжении средствами организации, и ответственность за ее финансово-хозяйственную деятельность несет тоже он.

Юрий Берестнев, член Открытого Правительства, Председатель рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по вопросам совершенствования внутреннего контроля в России, предлагает решать эту проблему исходя из организационной структуры конкретной организации. »Если компания создана без коллегиальных контролирующих органов, представляющих собственника, то очевидно необходимо подчинять службу внутреннего контроля и аудита единоличному исполнительному органу. Если все же имеются представители собственника в виде совета директоров, которые должны следить за правильностью выполнения поставленных собственником задач, то здесь, разумеется, необходимо иное подчинение».

Следующая новость
Предыдущая новость

Качественные электроизмерительные приборы Юридические услуги самого высокого уровня Онлайн жалоба — ваш спасательный круг Актуальная доска объявлений Ростова-на-Дону Роза под куполом: изящный, сказочный подарок любимой

Лента публикаций