Председатель ВС РФ Вячеслав Лебедев в ходе семинара-совещания председателей судов, которое состоялось вчера в ВС РФ, заявил о низкой эффективности штрафных санкций за коррупционные преступления. Уточняется, что штрафы, назначенные за получение взятки и коммерческий подкуп, уплачиваются лишь в 14% случаев. При этом в 2016 году общая сумма невыплаченных штрафов за совершение таких преступлений составила 2,3 млрд руб.
В связи с этим было предложено ввести норму, по которой суды при назначении штрафов за коррупционные преступления одновременно смогут определять в приговоре альтернативное наказание, на которое будет заменяться штраф в случае его неуплаты.
К слову, проблема неисполнения судебных решений была обозначена в докладе председателя ВС РФ системной также и в области административных правонарушений. Об этом тоже свидетельствует статистика: 1,7 млн дел об административных правонарушениях из 6,4 млн – это дела о неисполнении постановлений об уплате штрафа. При этом в 2014 году общая сумма невыплаченных административных штрафов составила 63 млрд руб., в 2015 году – 74 млрд руб., а в 2016 году – 72 млрд руб. "При сложившихся обстоятельствах подрывается сама суть правосудия, его содержание, нарушается принцип неотвратимости наказания", – подчеркнул Вячеслав Лебедев.
В то же время ВС РФ стремится к развитию судопроизводства, и возможно, некоторые составы преступлений в связи с этим декриминализируют. При этом по ним планируется сохранить такие меры ответственности, как исправительные и принудительные работы (они отмечены как эффективные), однако уже вне рамок уголовного права. Сообщается, что для реализации такой инициативы потребуется ввести институт уголовного проступка. К указанным проступкам могут быть отнесены некоторые преступления небольшой тяжести: умышленное причинение легкого вреда здоровью, использование заведомо подложного документа и клевета без отягчающих обстоятельств. Сегодня же, по статистике, уголовные дела по этим статьям в большинстве случаев прекращаются.
Вместе с тем Председатель ВС РФ напомнил, что приговоры, вынесенные в особом порядке судопроизводства, не могут иметь преюдициального значения, иными словами: факты, установленные в ходе рассмотрения дела в особом порядке, не должны приниматься в других судах без проверки (ст. 90 Уголовно-процессуального кодекса). Констатируется, что суды часто допускают ошибки, связанные с оценкой материалов подобных уголовных дел и придают преюдициальное значение таким приговорам. Иногда даже, по словам эксперта, искусственно выделяются дела в отношении некоторых лиц, затем рассматриваются в особом порядке и факты, установленные в ходе их рассмотрения, используются как доказательства, не требующие проверки и подтверждения в другом суде.
В ходе мероприятия были затронуты и другие проблемы в сфере уголовного судопроизводства. Так, в связи с введением суда присяжных в районных судах отмечена необходимость завершить подготовку и обучение судей по новой для них форме судопроизводства. Для функционирования судов присяжных необходимо оборудование залов и помещений для присяжных заседателей, а на это предположительно потребуется более 3,8 млрд руб. "Кроме того, для составления списков кандидатов в присяжные заседатели субъектам федерации должны быть выделены субвенции в размере 895 млн руб. Из-за отсутствия финансирования большинство регионов к этой работе не приступают", – отметил Вячеслав Лебедев.
Напомним, институт присяжных в районных судах был введен в законодательство еще в июне прошлого года, правда, стоит отметить, что соответствующие изменения вступят в силу только с 1 июня 2017 года. В районных судах должны будут действовать коллегии из шести человек. Они смогут рассматривать дела об особо тяжких преступлениях против личности, по которым в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь.
К слову, с 1 июня 2018 года изменится число присяжных в областных и равных им судах – оно снизится с 12 до 8.
В ходе мероприятия также были затронуты вопросы правоприменения в налоговой сфере. Вячеслав Лебедев считает необходимым обсудить введение внесудебного порядка взыскания неуплаченных налогов и пеней. В 2016 году суды рассмотрели 3,2 млн дел, связанных с налогообложением, причем в 98% случаев с граждан истребовали налоги, что свидетельствует, по его оценке, о формальности судебной процедуры.