В начале июля известные горожане Усть-Кута обсудили на круглом столе риски и перспективы развития города на ближайшие годы. Много говорили о создании новых производств, так как действующие предприятия не вытянут город на тот уровень, с которого горожане не захотят уезжать в другие регионы или в тот же Иркутск. Как нам показалось, у людей есть сомнение в том, что это возможно. Мы тоже сомневаемся. Поэтому обратились к опыту других городов: кто из них изменил свою жизнь в лучшую сторону? Посмотрели вокруг и нашли такой город – Бузулук в Оренбургской области. Думаем, его опыт может быть полезен.
Историю Бузулука невозможно рассказать без его соседа-близнеца — города Бугуруслан. Эти города, как и Усть-Кут, удалены от областного центра. Как и в Усть-Куте, еще 15-20 лет назад основу их экономики составляли транспортные перевозки (по линии Урал-Поволжье) и добыча природных ресурсов, нефти.
До начала 90-х годов города развивались относительно стабильно и одинаково. Распад СССР и экономический кризис заставил каждого из них серьезно задуматься о будущем. Предприятия работали с перебоями, вырос уровень безработицы (до 10% и более), молодежь либо уезжала из города, либо уходила в криминал, вырос уровень преступности. Медленно деградировала городская среда: дороги становились все хуже, а транспорт ходил все с большими перебоями.
Долгое время местные власти Бузулука и Бугуруслана безучастно плыли по течению. Так и плыли бы, если бы в какой-то момент администрация Бузулука вдруг не решила вести себя как лягушонок из притчи о двух земноводных, угодивших в крынку с молоком. Осознав, что у города нет будущего без современного производства, мэрия начала искать возможность затащить в Бузулук современную успешную компанию. Однако, по иронии судьбы, первым шанс заполучить крупный бизнес представился менее деятельному Бугуруслану. Именно к безучастному лягушонку (то есть к администрации Бугуруслана) пришла компания ТНК-BP, которая предложила вместе развивать нефтепереработку. Власти Бугуруслана заняли жесткую позицию: «постройте сначала аэропорт, потом отремонтируйте все дороги, а потом мы подумаем, хотя в принципе нам достаточно и тех процентов, которые мы получаем от добычи нефти» [добычу нефти вела «Роснефть»].
Лягушонок, который предпочитал барахтаться, не стал дожидаться финала переговоров, он просто встрял в них и сказал ТНК-ВР следующее: «Мы готовы вместе с вами развивать в Бузулуке переработку нефти. Скажите, что от нас требуется?». Итог этой реальной притчи таков: сегодня Бузулук является одним из наиболее динамичных городов региона с богатым нефтеперерабатывающим комплексом. Отток населения остановился, а безработица уменьшилась до 0,7%, то есть ее нет. На предприятия стараются брать местных. Компания «Роснефть», поглотившая ТНК-BP, продолжает ее традиции — оказывает поддержку молодёжи Бузулука, дает ей хорошее образование и рабочие места. Как и в случае с ИНК-классом в Усть-Куте, в Бузулуке есть специализированные инженерные классы. Мы на круглом столе много говорили о том, что если и создавать производства в Усть-Куте, то преимущественно для устькутян. Нам есть чему поучиться.
А что Бугуруслан? Аэропорт так и не появился. Население по-прежнему сокращается на 400-450 человек в год, почти как в Усть-Куте сейчас. Сохраняется безработица. Запасы добываемой нефти, на которую рассчитывала местная власть, почти иссякли – в 2014 году, например, Роснефть пыталась даже продать ООО «Бугурусланнефть». Растут долги по зарплатам, в 2017 году они составили 8,8 млн рублей. Городская среда не развивается, растет площадь аварийного жилья, что прямо отражается на здоровье и благополучии горожан.
История Бугуруслана и Бузулука – это пример того, как при одинаковых исходных данных можно прийти к разным результатам. Сегодня ситуация в Усть-Куте похожа на ту, которую переживали и Бугуруслан, и Бузулук в конце 90-х годов. И нам решать, по какому пути пойдем мы. Мир не стоит на месте, а значит и Усть-Кут не сможет жить в неизменном виде. К тому же новости из Якутии не радуют – там, кажется, всерьез намерены выбить из Москвы деньги на мост через Лену в районе Якутска, что уже через несколько лет отбросит Усть-Кут на транспортную периферию Восточной Сибири. Да что там, вспомним недавний рейтинг Минстроя, по которому наш город уже сейчас признан одним из самых некомфортных для жизни. Если не начать ничего менять, то через 5 лет, мы вряд ли будем нужны кому-то, кроме самых себя. Пришло время решительных действий!
Фото из открытых источников