Екатерина Чернявская
Art Konovalov / Shutterstock.com
КС РФ пришел к выводу, что муниципальные районы и городские округа, в которых были закрыты школы, должны оплачивать проезд детей в другой муниципалитет для обучения в местной школе. В качестве альтернативы Суд указал на возможность компенсировать соответствующие расходы принимающему муниципалитету из средств бюджета, направляющего детей на обучение муниципалитета или бюджетов вышестоящих уровней (Постановление КС РФ от 6 июля 2017 г. № 18-П). Речь идет о ситуации, когда у детей, проживающих в том или ином муниципальном районе или городском округе, нет возможности получить основное образование или это затруднительно из-за территориальной доступности школ. КС РФ определил, что указанное положение должно применяться с 1 июля 2018 года.
Суд заключил, что действующая обязанность муниципалитета-учредителя школы организовать бесплатную перевозку детей из другого муниципалитета, в котором школа закрылась (ч. 2 ст 40 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») не соответствует Конституции РФ.
КС РФ указал Федеральному Собранию и Правительству РФ внести соответствующие изменения в действующее законодательство и установить надлежащие условия организации бесплатной перевозки обучающихся муниципальных школ, а также источники и порядок финансирования такой перевозки.
Кроме того, в своем решении Суд подчеркнул, что регионы также могут принять меры по софинансированию бесплатной перевозки детей в муниципальные школы.