…В фойе к представителю Иркутской области, бойцу БАМа, лесорубу Ивану Косову подошел Олег Янковский и попросил сибиряка помочь купить книги, которые можно было приобретать только делегатам Всесоюзной конференции Советского фонда мира. Иван, понятно, не отказал — жаль, уже не вспомнить, какие авторы интересовали актера, сыгравшего уже многие свои знаковые роли к шедшему тогда 1978 году… С того момента прошло ровно сорок лет, в обществе теперь престижны совсем иные статусы, другое отношение к книгам, да и самого СССР уже нет — но магистраль-то осталась! Еще одна семья ее строителей — в очередном материале рубрики.
Иван Косов. На БАМе ему пригодились все его многочисленные рабочие навыки
С вертолета — на митинг и за работу
…За четыре года до той памятной Ивану Степановичу конференции будущие супруги Косовы ехали строить гудевшую на всю страну Байкало-Амурскую магистраль в одном поезде, друг друга еще совершенно не зная. Она в купе, он — в плацкарте. Последним майским вечером 1974-го Иркутск они покинули, как Татьяна Михайловна говорит, с точностью до минуты, в 19.45. В Усть-Куте часть прибывших продолжила путь самолетами, но наших героев к изменившему их жизнь месту на карте страны унесли Ми-8 — взлетно-посадочной полосы в будущем поселке Магистральном еще не было. Не имелось у него даже названия — его придумывали все вместе сразу вечером после прилета.
Нарядные пионеры вокруг, митинг, концерт — а наутро бойцы, надев верхонки, принялись дружно разгружать приходившие бесконечной чередой баржи. Но, вспоминает Иван Косов, работа здесь ни сразу, ни потом не казалась тяжелой. Особенно удивляли деревенского парня, привыкшего с малых лет к бесконечному сельскому труду, выходные дни. Они совершенно искренне казались ему странной роскошью еще на первом месте работы и потом в Иркутске, где он начинал на заводе тяжелого машиностроения имени Куйбышева. А уж здесь-то, на всесоюзной стройке, и вовсе надо бы работать не прерываясь… Во всяком случае, Иван счел бы нормальным именно такой график. Они все там такие были на стройке — работящие.
Май 1974-го, перед отъездом в Казачинско-Ленский район. Иван Косов — справа
Душа просила воли
Да и негде Ивану было узнать, что труд может быть ограничен в пользу каких-то иных занятий. В свое время и школьную учебу он осознанно завершил шестью классами — большой семье надо было помогать, быстрее обретать профессию. Перед глазами был и пример родителей, много и тяжело поработавших в своей жизни (к слову, его мама в годы войны, до замужества, возглавляла тракторную бригаду). В Сибирь из родной Чувашии Иван приехал еще в детстве — в Поволжье было очень голодно, а тем более семье с шестью детьми. Трудной дороги самый младший из них не пережил — умер, сильно испугавшись гудка на вокзале…
В Нижнеилимском районе, где первым пристанищем переселенцев стала землянка на берегу реки, их младшие начали много болеть, и вскоре Косовы перебрались в Куйтунский район. В Сибири у них родились еще трое ребятишек.
Иван хотел было идти по железнодорожной стезе, но для профильного ГПТУ не хватало двух классов. Не беда — парень последовательно выучился в Зиме на плотника и на тракториста, начав потом трудовой стаж со строительства школы в рядах ПМК-55.
Комсорг Иван Косов и бригадир Геннадий Шастин на тракторе в тайге на месте будущей магистрали
Обзаведясь благодаря ДОСААФ еще и навыками танкиста, Иван Косов отправился на срочную службу в Забайкалье. Дембель был в 1973-м, после него парень, освоив на тракторе весеннюю пашню в деревне родителей, поступил в том же году в Иркутске в техникум и параллельно устроился на завод учеником токаря. Работа нравилась, было интересно — от станка Иван отходил, только когда отключали электричество, но привыкшую к сельскому простору душу все равно тянуло работать на воле. Особенно рано утром нападала тоска. Поэтому, услышав о затевавшейся комсомольской стройке в тайге, наш герой не сомневался. Правда, пришлось преодолеть натуральное сопротивление — с завода ценного работника не отпускали, даже повысили и зарплату подняли. Пришлось эту организационную проблему решать с помощью сокурсников Татьяны Гурьяновой и Валерия Жигаева, занимавших руководящие места в комсомольской организации предприятия… А едва начатую учебу в техникуме Иван оставил. Но не насовсем: позже, в 35 лет, Косов его окончил, только не строительный, а лесотехнический.
Иван и Татьяна с детьми Иваном и Людмилой и племянником Николаем, 1986 год
Средь шумного лесоповала, случайно…
Противился решению сына и старший Косов — он был уверен (и не ошибся), что Иван из-за БАМа в деревню не вернется. А ведь и место под дом ему уже определили (которое пустует, кстати, до сих пор). На легендарной стройке парня забрали, как говорится, с руками и ногами, поскольку к своим неполным 22 годам он обрел как раз самые нужные здесь профессии и весьма внушительный опыт.
А вот будущую его супругу Татьяну поначалу брать не хотели ни на БАМ, ни в бригаду мужа. Потому что потребность в женских руках на стройке была в разы меньше, а принимать поваром девушку поначалу наотрез отказывался… будущий супруг, авторитетный комсорг, мнение которого котировалось в коллективе очень высоко. Мол, не женское здесь дело (даром что во всех остальных 11 бригадах кашеварили все-таки девушки). Потом уж пригляделись друг к другу, как-то оказавшись рядом на чьем-то дне рождения.
Ошибку в оценке потенциала прекрасного пола в лице своей Тани Иван признал, когда вместе с ним она прошла в Магистральный по мху 35 км от места рубки леса. Не подумавши по молодости, они сорвались туда пешком, не дождавшись сломавшегося бронетранспортера (еще бы — например, Татьяну на почте ждала посылка). В поселке едва не рухнули — после такого «марафона» у обоих отекли даже руки. Но девушка всю дорогу упрямо шла, проваливаясь в бесконечный мох, не отставала, помощи не просила, не ныла — как сейчас шутит Татьяна Михайловна, тогда, наверное, и решил воспитанный в деревне Иван жениться, выбрав супругу «за выносливость».
Лауреаты премии Ленинского комсомола в Министерстве транспортного строительства СССР (Иван Косов в первом ряду четвертый слева), 1978 год
Но не это сразило парня, конечно! Чтобы прожить вместе уже больше 40 лет, поднять пятерых детей и до сих пор, как вчера, вспоминать зарождение своей семьи, нужны совсем иные чувства. И было все в том 1975 году нисколько не менее романтично, как если бы с белым платьем и дорогим рестораном.
Прибыв в родительский дом с невестой, повез Иван Татьяну на стареньком мотоцикле в куйтунский сельсовет узнать о регистрации. Хоть и был жених при этом в трико и в шлепанцах, но — бамовец, то есть человек серьезный и заслуженный. Видимо приняв во внимание этот факт, местная служительница Гименея велела подавать заявление и сразу же расписала молодых…
Окончание следует.
Фото из семейного архива Ивана и Татьяны Косовых
Источник: Альтаир