Что такое жить в районах, приравненных к Крайнему Северу, Виктор Мукорез, руководитель ООО «Омфал», знает не понаслышке. А потому он отлично представляет, чем обернутся для северян новые законы, которые Госдума принялась штамповать этим летом.
Виктор Мукорез считает законопроект по так называемой пенсионной реформе чисто по-человечески антигуманным. А потому посчитал своим долгом принять участие в митинге против изменений в пенсионной системе, состоявшимся накануне в Усть-Куте.
Сейчас у всех на слуху обсуждение повышения возраста выхода на пенсию на общих основаниях: для женщин с 55 до 63 лет, для мужчин с 60 до 65. Но почему-то из поля зрения выпали пункты, которые меняют возраст выхода на пенсию для льготников. Но они в новом законе есть. Статья 6. Она увеличивает пенсионный возраст для тех, кто заработал северный стаж. Или статья 4, которая пересматривает сроки для педагогов, врачей и творческих работников. – В общем, досрочные пенсии для северян отодвинутся на 8 лет для женщин и на 5 для мужчин, – разъясняет Виктор Александрович. – Женщинам районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям придется работать до 58 лет, а мужчинам до 60.
Разрыв с общим пенсионным возрастом сохранится. Но здесь человек всю жизнь проживает не общероссийских, а в более тяжелых условиях. Морозы до 50 градусов и ниже, продолжительный зимний период, мошка. Возраста выхода на пенсию в 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин в советской пенсионной системе, которую мы «наследовали», были взяты не с потолка, а установлены по результатам широкомасштабного обследования рабочих и работниц, выходивших на пенсию по инвалидности. Выводы комиссий сводились к заключению: «К 55 годам большая часть женщин и к 60 годам большая часть мужчин теряют возможность продолжать работать». Кстати, льготный пенсионный возраст был предусмотрен при опасных условиях труда, а также для работающих в экстремальных климатических условиях.
На Крайнем Севере и Дальнем Востоке. Рубить лес или бурить скважины на морозе, это совсем не то же самое, что жить в столичном мегаполисе или европейской части России. И теперь всем этим людям предлагается еще терять свое здоровье в течении дополнительных 5-8 лет? Я считаю это недопустимым!
Северу нужно оставить причитающиеся ему льготы! Раньше учителя, тренеры детских секций, руководители кружков могли выйти на пенсию по выслуге лет, независимо от возраста, проработав по профессии 25 лет. Новый законопроект «добавил» им к этому стажу еще 8 лет. Врачи некоторых специальностей (хирурги, реаниматологи) пока еще имеют право на досрочную пенсию, наработав 25 лет стажа в сельской местности и 30 – в городе. По новому закону теперь и они должны трудиться на 8 лет дольше. Возникает резонный вопрос, авторы этого законопроекта представляют себе, что такое стоять у операционного стола? Но самое главное, что эти изменения коснутся только врачей, педагогов, творческих работников и всех «северян». А, например, федеральным судьям пенсионный возраст почему-то не будет повышен.
За внесенный законопроект проголосовали депутаты от Единой России, все остальные партии были против. Теперь взяли паузу. Второе чтение назначено на конец сентября, после единого дня голосования. Думаю, понятно зачем. Принятие законопроекта будет зависеть от того, как проголосуют избиратели в регионах, в том числе в Иркутской области. Законы должны быть для людей. И решение — за людьми, — считает Виктор Александрович.
Фото «УК24»