В данной статье мы рассмотрим закон «О защите прав потребителей»: какими правами Закон наделяет потребителя, как вернуть товар ненадлежащего качества и заставить продавца вернуть денежные средства законным путем? Куда обращаться, если продавец отказывается удовлетворять законные требования потребителя?
Закон о защите потребителей – это действующий законодательный акт, который в полной мере закрепляет права и обязанности сторон по договорам купли-продажи, а также ответственность продавца в случае нарушения законных интересов потребителя. При этом, важно отметить, что российский закон «О Защите прав потребителя» N 2300-1от 07.02.1992 (в действующей редакции от 05.05.2014г.) призван своими нормами усилить степень защиты прав и интересов именно потребителя, как наиболее уязвимого участника отношений в сфере купли-продажи товаров и услуг.
К сожалению, предприниматели пренебрегают законными интересами граждан достаточно часто, чтобы избежать нарушения своих прав, а также излишней волокиты, мы рекомендуем своевременно обращаться за консультацией к профессиональному юристу.
Права потребителя по закону
Законодательным документам установлены:
Кроме того, закон о защите прав потребителя фиксирует определенные сроки, в период которых потребитель вправе предъявить претензию продавцу или изготовителю, в которой необходимо изложить факты нарушения его прав и интересов. Если же документ будет проигнорирован исполнителем или отклонен, гражданин вправе подать жалобу в государственную структуру, в том числе обратиться в судебные органы.
Как происходит возврат товара согласно закону
Как правило, возврат товара ненадлежащего качества является основным требованием покупателя. Стоит отметить, что это действие не является обязанностью гражданина, это законное право, которое регламентировано российским законодательством. Помимо возврата, покупатель вправе требовать замены некачественного товара на объект надлежащего качества, а также снижения стоимости товара.
Пошаговая инструкция возврата товара ненадлежащего качества
При возврате товара важное значение имеет вопрос, закончилась ли гарантия продавца на него или нет:
Ситуация 1 – возврат товара ненадлежащего качества, когда гарантия еще не закончилась:
Ситуация 2 — возврат товара ненадлежащего качества, когда гарантия закончилась:
По сути действия Потребителя схожи с ситуацией 1 за единственным исключением — независимую экспертизу о выявлении причин возникновения недостатков в товаре необходимо провести уже на начальном этапе.
Если же речь идет о возврате технически сложного товара, следует учитывать, что товар ненадлежащего качества может быть возвращен в течение 14 дней с момента покупки и/или в нем должны быть обнаружены существенные недостатки, либо продавцом нарушен срок устранения этих недостатков.
Частые споры и сложно разрешимые конфликты возникают, когда речь идет о возврате сложных товаров с технической точки зрения. Такой товар имеет высокую стоимость, а, следовательно, у продавца отсутствует желание в добровольном приеме некачественного товара и возврате крупной денежной суммы. Однако, если обратиться к закону, можно установить: требование о возврате товара ненадлежащего качества может быть предъявлено не только продавцу, но и изготовителю товара. То есть, законодательный акт выделяет для потребителя сразу несколько категорий ответственных лиц, предусматривая право выбора способа защиты.
Закон устанавливает определенный срок, во время которого продавец обязан рассмотреть претензию покупателя — согласно документа, это 10 дней со дня предъявления требований покупателем. В случае невыполнения требования о возврате денежных средств, с ответственной организации может быть взыскана неустойка в размере 1% от стоимости некачественного товара, как в судебном, так и добровольном порядке.
Ответственность за нарушение закона
В соответствии со статьей 43 законодательного акта Российской Федерации продавец (изготовитель, исполнитель), уполномоченная организация или частный предприниматель за нарушение прав потребителей несет административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность.
Что еще следует знать о законе прав потребителей?
Потребитель вправе требовать не только возврат денежных средств за некачественный товар или оплату за услуги, но и неустойку по договору, пени, штрафы, а также вред (моральный и/или материальный), причиненный товаром/услугой.
Последняя редакция документа (от 05.05.2014 года) предусматривает дополнительные обязанности для продавца: последний должен создать все необходимые условия для осуществления покупателем оплаты, применяя наличный расчет либо национальные платежные инструменты. Данная обязанность не качнется только у тех субъектов предпринимательской деятельности, чей годовой доход не превышает минимум, установленный законом для микропредприятий.
Скачать закон РФ о защите прав потребителей