Доля граждан, получающих госуслуги в электронной форме, к 2018 году должна составить не менее 70%. Так велел президент Владимир Путин.
Как убедился «Мир Новостей», широко разрекламированное новшество отчаянно глючит, а наши читатели волнуются: «Может, мы делаем что-то не так?» Но, похоже, «что-то не так» делают разработчики портала госуслуг.
Сотрудники полиции, работающие с документами граждан, в неофициальной обстановке часто признаются, что вынуждены самостоятельно оформлять электронные варианты обращений за тех, кто не хочет или не может в силу пожилого возраста сделать это своими руками.
Не очень законно, конечно, но указание руководства надо выполнять. Работы много. По статистике, не более 2-3% заявлений подается через портал госуслуг. Виной тому не столько опасливое отношение граждан к виртуальной реальности, сколько неудобный и плохо работающий сервис.
«ВЕЖЛИВО ОТШИЛИ»
Отзыв москвички, которая пыталась получить права в ГИБДД.
«Примерно за месяц до окончания автошколы нас поставили перед фактом - регистрируйтесь на сайте госуслуг. Обязательно нужна подтвержденная учетная запись», - пишет в интернете женщина. Сначала в нужное поле требовалось ввести паспортные данные и указать контактную информацию. - «Через 15 минут пришла sms об ошибке при проверке паспортных данных. Посмотрела, все в порядке, отправила снова. Сообщение об ошибке приходило три раза, и только на четвертый программа ушла на проверку в ручном режиме на cемь дней. Через неделю проверка снова не пройдена. В попытках как-то ускорить процесс написала в службу поддержки, они вежливо отшили», - сообщает москвичка.
«Очень тяжело с оплатой штрафов, - добавляет пострадавший житель столицы Владимир Ивашов. - Если сразу после оплаты квитанцию не распечатал, то потом не докажешь, что деньги внесены. На портале нет данных об этом, кроме строчки «оплачено». В банке полную выписку не дают. А если в ГИБДД не увидят оплату, то сообщат приставам о вашем долге. Я сразу чек не сохранил, а теперь, спустя полгода, нет никакой возможности этот документ восстановить. Мне предлагают с этой проблемой обратиться в службу поддержки. Я вынужден вести плотную переписку с этим порталом и скриншоты пачками отсылать!»
ВСЕ В СЕТЬ?
С этого года появилось множество новшеств, призванных заманить на портал госуслуг как можно больше людей. Так, с пользователей во многих случаях перестали требовать электронную цифровую подпись. Это послабление касается 266 услуг, в том числе оформления справки об отсутствии судимости или получения сертификата на материнский капитал.
Чиновники наконец признали, что приобретение такого экзотического инструмента идентификации личности стало большой проблемой для рядовых пользователей портала.
«Ряд госуслуг на портале предоставляется с требованием электронной подписи. Для этого нужны деньги, ее стоимость в среднем - от 1 до 2,5 тыс. рублей в год, что представляет финансовое препятствие для граждан, которые пользуются сервисом», - пояснил член рабочей группы при президенте России по развитию интернета Илья Массух.
Кроме того, на портале теперь можно оплатить госпошлины со скидкой 30%. Для этого надо всего лишь подать через интернет заявку и выбрать безналичный способ оплаты. Перечислить деньги можно по банковской карте, через электронный кошелек или мобильный телефон.
Если условия соблюдены, то клиент платит, например, за восстановление российского паспорта не 1500, а 1050 рублей, за оформление загранпаспорта - не 3500, а 2450 рублей.
А вот как это происходит на самом деле, можно почитать в возмущенных отзывах в соцсетях.
«Зарегистрировалась на сайте госуслуг ради того, чтобы получить 30-процентную скидку на оплату госпошлины по замене водительских прав. Скидку не предоставили, сразу выслали квитанцию на 2 тысячи. Никакой кнопки оплаты через портал не было! При обращении в кол-центр сказали, что квитанцию выставляет ГИБДД, при обращении в ГИБДД - что квитанцию выставляет портал госуслуг. Замкнутый круг», - жалуется в «Фейсбуке» Полина Гусейнова.
А еще сотрудники сайта посоветовали оплатить пошлину по старинке - в банке. Без скидки, конечно, зато надежно.
ПИШИТЕ ГРАЖДАНЕ, ПИШИТЕ
Два года назад на портале госуслуг появилась новая функция, позволяющая пожаловаться на работу госслужащих.
Представитель Минкомсвязи Анна Ахмадиева рассказала журналистам, что министерство будет обрабатывать жалобы на решения и действия чиновников, которые оказывали гражданам какие-либо госуслуги через портал. Более того, сюда попадут и обращения, поданные непосредственно через сайты ведомств или через МФЦ. На рассмотрение каждой претензии отводилось 15 дней.
Москвичи приняли это сообщение с воодушевлением. Раньше, чтобы заставить муниципальных чиновников выполнять свою работу, нередко требовалось лично прийти в контору, в лучшем случае - связаться по электронной почте. В последнем случае оставался риск, что вам просто не ответят.
«Система позволила централизовать все способы подачи жалоб, создав единый реестр жалоб Российской Федерации», - объяснила Анна Ахмадиева.
Открываем портал gosuslugi.ru. В рубрике «категории услуг» находим множество предложений: запись детей в кружки, оформление льгот и пособий, подача документов на загранпаспорт. Чего здесь только нет! А нет здесь... кнопки «жалоба».
Впрочем, столичные чиновники заявили, что для этих целей создан специальный сайт do.gosuslugi.ru. Набираем новый адрес в браузере. На сайте маленькими буквами в верхнем углу надпись «досудебное обжалование».
Список принимаемых обращений ограничен услугами, которые интересны разве что предпринимателям и юридическим лицам. Например, можно пожаловаться на Минфин, Федеральную налоговую службу или накатать телегу на судебных приставов.
Но что делать, если около дома уже месяц не чистят снег и по дорожкам просто страшно ходить? Куда обращаться?
Наконец находим портал городских услуг pgu.mos.ru. В колонке слева большими синими буквами написано заветное слово «жалобы». Нажимаем. На экране открывается страничка со списком претензий, которые мы можем предъявить. Ради интереса выбираем «общественный транспорт» и сразу сталкиваемся с маленькой хитростью.
Сайт предлагает только два вида претензий: несоблюдение графика и плохое состояние автобусов, троллейбусов или трамваев. А если жители хотят перенести неудобную остановку или просят установить билетный киоск? Таких опций просто нет. Подавать неудобные жалобы, выходит, не положено.
Работа парков регламентируется девятью видами обращений. Можно написать о неработающем освещении, плохом уходе за зеленью или об использовании соли вместо реагентов. А если надо сообщить о безобразной работе охраны или об опасных аттракционах? Не получится. Не существует такой услуги. Даже в огромном метро нашлось лишь четыре причины, по которым можно отправить жалобу.
Принятые письма портал отправит в ответственную контору. Если после этого на ваше письмо или жалобу никто не ответит, виртуальные столичные «госуслуги», как и федеральные, умоют руки. На почту придет вежливое сообщение о том, что за действия чиновников сайт ответственности не несет.
Словом, в интернете появился очередной, ни за что не отвечающий, при этом невероятно дорогой «почтальон», умеющий лишь перебрасывать письма граждан в электронные ящики чиновников.