В Общественной палате РФ состоялись нулевые чтения резонансного законопроекта о выселении должников из единственного жилья. Затею раскритиковало Росимущество, одобрили ЦБ и Сбербанк, а Минюст пообещал еще над ней поработать, пишет "Коммерсантъ".
Поправки вносятся в ГПК РФ, Семейный кодекс и закон "Об исполнительном производстве". Они позволяют обращать взыскание на единственную пригодную для проживания недвижимость неплательщика при условии, что ее площадь превышает двукратную социальную норму – в зависимости от региона, это 14–18 кв. м на человека. Механизм может быть активирован, если задолженность гражданина составляет 5% и более от стоимости недвижимости. Взамен должник получит остаток от погашения долга, который за три месяца должен быть им потрачен на приобретение нового жилья по социальным нормам. Если этого не произойдет, то "иное пригодное для проживания жилое помещение" ему предоставят (см. "Минюст уточнил правила изъятия единственного жилья у должников").
Позиция Росимущества заключается в том, что процедура выселения может быть обжалована должниками, а реализовать изъятую недвижимость окажется затруднительно. В Общественной палате оценили потенциальных адресатов этой инициативы в 10% от всех закредитованных граждан. Также общественники указали, что в некоторых регионах жилье стоит сравнительно недорого, и пятипроцентный порог приведет к его массовым изъятиям. Напротив, представители Банка России назвали проект "неплохой идеей" и "концептуально одобрили". Положительно оценили разработку Минюста и в Сбербанке.
Сам Минюст в лице замглавы департамента экономического законодательства Дениса Новака пообещал доработать проект с учетом всех замечаний – например, не фиксировать порог жестко или регламентировать минимальный размер задолженности в 200 000 рублей. Также он отметил необходимость учитывать само жилье, на которое предлагается обратить взыскание (см. "Закон об изъятии жилья за долги могут опробовать на алиментщиках").
Председатель профильного думского комитета по финансовым рынкам Анатолий Аксаков уже заявил, что выступает "категорически против" законопроекта. Мнения юристов и представителей госорганов на этот счет разошлись (см. "Не изъятие, а замена": когда последнюю квартиру отберут за долги").