Должники неохотно пользуются своим новым правом на отказ от общения с профессиональными взыскателями. Причины: низкая финансовая грамотность либо нежелание переводить дело в судебную плоскость, пишут "Ведомости".
Закон "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности" (230-ФЗ) предусматривает, что коллекторы не могут общаться с должником чаще одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц. Заемщик может вовсе отказаться от взаимодействия с коллектором, для этого достаточно заявления, которое может быть передано взыскателям через нотариуса либо отправлено по почте.
По данным дочернего коллекторского агентства Альфа-банка "Сентинел кредит менеджмент", должники оформляют отказ только в 1,5% случаев. Аналогичные показатели фиксируют Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) и "дочка" Сбербанка "Активбизнесколлекшн". Прогнозируется, что клиенты банков постепенно освоят механизм: к концу марта число "отказников" вырастет до 5%, а к началу 2018 года их станет до 20%. В НАПКА подчеркивают: чем значительнее количество отказов, тем чаще кредиторы будут обращаться напрямую в суд. А это чревато для заемщика большими расходами и испорченной кредитной историей.
Ранее сообщалось, что ограничение на контакты с должниками привело к тому, что сами взыскатели стали чаще выкупать долги и взыскивать их посредством исполнительного производства (см "Коллекторы переходят от "телефонного террора" к судебным взысканиям долгов"). Впрочем, недавно правительство поддержало и традиционную агентскую схему, одобрив в этом случае передачу банком персональных данных должника без его согласия (см. "Минюст разрешил банкам передавать долги коллекторам без спроса должников").