Мало кто задумывается из устькутян, но в городе постоянно проживает почти 1000 человек, исповедующих ислам. Самые большие мусульманские диаспоры в Усть-Куте, это азербайджанская, более 500 человек и киргизская, более 300. Есть представители северокавказской общины, много татар и башкир, а вместе с сезонными рабочими из Средней Азии в разгар строительного сезона мусульманская умма города достигает полутора тысяч последователей.
Напомним, ислам сегодня является одной из традиционных религий многоконфесиональной России. Возможность исполнения религиозных обрядов гарантирована каждому гражданину страны статьей 2 Конституции, а статья 28 Конституции России гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
На 2010 год по данным PewResearch конфессиональный состав населения России таков[13]:
Сегодня исламская община одна из самых динамично развивающихся в стране и это заметно на примере нашего города и области. Например по количеству прихожан посещающих обязательные еженедельные службы, не смотря на отсутствие специализированного стационарного места для проведения богослужений, мусульмане Усть-Кута твердо занимают второе место, пропустив вперед только христиан протестантской деноминации и оттеснив на третье место традиционное для России православие. Подавляющее большинство протестантов и мусульман, в отличие от православных, посещают богослужения не только в праздники, но и еженедельно, уделяя часть своей повседневной жизни общению со Всевышним. Одним из показателей роста мусульманской общины, являются участившиеся случаи смены религии с христианской на мусульманскую представителями славянских народов. Многие молодые люди разочаровавшись в христианстве, принимают ислам и становятся довольно активными адептами религии, находя для себя ответы в вопросах веры, которые не получали в христианстве. Кстати для Усть-Кутской мусульманской общины никогда небыли свойственны крайние ортодоксальные формы ислама и устькутские последователи второй по величине религии, никогда не поддерживали маргинальные ваххабитские течения внутри своей религии.
Мы уже писали о том, с каким-то подозрительным энтузиазмом новый состав городской Думы своим самым первым законодательным актом, отменил свое предыдущее решение о выделении земельного участка под строительство мечети в Усть-Куте, как раз в канун первого в истории визита короля Саудовской Аравии в Россию, который Президент Путин назвал знаковым и важным событием. С чем это связано мы сейчас попробуем разобраться, но согласие властей на отмененное решение являлось результатом кропотливой работы мусульманской общины в течении более чем 20 лет. Именно столько времени, люди открыто исповедующие ислам и постоянно проживающие в Усть-Куте, добивались от властей разрешения и согласования строительства мечети. Примечательно, что мусульмане не просили выделения земли в центре города, а наоборот, хотели иметь возможность собираться в любом пригороде на любом земельном участке, который власти им выделят. То, что в этом имелась острая необходимость было ясно давно.
Во первых во время больших праздников людям приходилось собираться для общественной молитвы в не преспособленных для этого помещений типа спортзалов школ, и это вызывало недовольство у жителей. Во вторых на сегодня мусульмане для пятничных молитв собираются в разных местах города и это очень неудобно, так-как после обязательного обряда обычно читают проповедь и у главы общины просто физически нет возможности читать ее в четырех местах сразу.
Вообще в Усть-Куте сегодня существует уникальная для страны ситуация, когда православный священник предоставил для пятничных молитв мусульманам, свой дом по улице Новой. Правда он очень небольшой, но какая-то группа верующих там имеет возможность совершать обряды.
После резонансного решения Думы Усть-Кута мы провели собственное расследование и задали респондентам несколько вопросов, связанных со строительством.
Магомедов Курбан Салихович — организатор и член общественного объединения «Мусульман Усть-Кутского района»
— Вопрос о строительстве мечетии в Усть-Куте возник давно и основывался на той ситуации, что людям негде было молиться, встречаться и проводить религиозные обряды. Более 20-ти лет назад было принято решение зарегистрировать религиозное объединение «Мусульман Усть-Кутского района» в Минюсте. Мы официально зарегистрировались, оплатив все необходимые документы для открытия общественного объединения.
— На протяжении 10 лет, мы обращаемся к администрации района о выделении нам, на определенные часы, помещения для проведения религиозных праздничных, утренних намазов. В принципе никому не мешает и удобное место в районе Восточного порта, сейчас это место огорожено, из промышленной зоны участок перевели в социальную, в данное время проходят работы по подключению электроэнергии, ставится трансформатор. Для разрешения строительства проектная документация уже находится в работе.
— По городу более 1000 человек и все разной национальности: чеченцы, дагестанцы, ингуши, кабардинцы, татары, большую часть занимают азербайджанцы, их почти 500. Приезжают тоже много, в летний период около 90% от всех мусульман занимают азиаты. Вместе с приезжими в Усть-Куте более 1500 мусульман.
— В первую очередь это полное нарушение наших конституционных прав. Как мне известно, этот запрет наложили сотрудники силовых структур, с которыми я в ближайшее время встречусь.
Муфтий Иркутской области Мингалеев Фарид хазрат
— У нас уже действует религиозная община, входящая в состав Байкальского муфтията, как по закону РФ и по уставу общины, мечеть можно построить хотя бы одну на весь район. Если есть у местной мусульманской общины возможность построить мечеть, то мы только поддержим и предпримем все возможные усилия для этого.
Депутат Думы города Усть-Кута Белов Николай Петрович
— Мечеть должна быть, но с учетом мнения жителей, где она будет строиться.
Легчакова Евгения Николаевна, ассоциация «Горожане»
— К строительству мечети в Усть-Куте отношусь очень положительно, мечеть должна быть точно также как костёл, церковь и все остальное, она должна присутствовать. У каждого народа есть своя вера и по этому если её начнут строить я только «за».
Глебова Юлия Михайловна, житель города, гражданский активист
— Мечеть в Усть-Куте это как храм или церковь, где люди могут прийти и получить успокоение души. Нужна ли она в нашем городе, это право каждого мусульманина, ведь даже не все христиане придерживаясь своей религии посещают богослужение. В отношении мусульман я ничего против не имею, но и решать о строительстве мечети я не могу.
Как общий эпилог всех ответов наших респондентов, можно резюмировать, что вопрос со строительством мечети в Усть-Куте нужно решать положительно и в ближайшее время. Ни какой смысловой нагрузки немотивированный отказ в строительстве культового сооружения для жителей города не дает. Для чего озлоблять живущее веками рядом с нами религиозное меньшинство, всячески затягивая вопрос согласования строительства мечети Усть-Куте? Кстати когда понадобилось Свидетелям Иеговы (запрещенная в РФ организация) получить разрешение на строительство своего молельного дома, то они его получили от местных властей за очень короткий срок и в удобном с транспортной точки зрения месте города. При том что всех приверженцев этой секты в городе было около 50 человек, а мусульман в Усть-Куте более 1000.
Подводя итог, остаются вопросы к властям Усть-Кута:
«Почему граждане Росийской Федерации из-за ваших надуманных препонов, по факту лишены возможности полноценно исповедовать свою религию в месте постоянного проживания?»
«На каком основании нарушается статья 28 Конституции России в отношении российских граждан, жителей города Усть-Кута?»
PS
Официальные власти Усть-Кута (глава города Душин А.В. и председатель Думы города Тесейко Н.Е.) отказались комментировать ситуацию по отмене разрешения на строительство мечети в Усть-Куте.
на фото Соборная мечеть в Иркутске