В соответствии с действующим законодательством указанные лица обладают лишь смежными правами на исполнение (ст. 1304 ГК РФ). То есть результат творческой деятельности режиссеров охраняется только при условии звукозаписи или радио-телетрансляции спектакля. Однако закон не защищает так называемые "живые" постановки, то есть спектакли, исполняемые актерами в театрах.
"Многие режиссеры театра жалуются на то, что после их увольнения, перехода в другой театр или смены места жительства по инициативе театров или других участников театрального процесса меняются их постановки – например, изменяется мизансцена", – рассказа вчера на конференции The Moscow Times заместитель руководителя аппарата Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству, д. ю. н. Ольга Рузакова.
И если год назад эксперты лишь начали обсуждать эту проблему, то теперь соответствующая инициатива обрела статус законопроекта1 – ожидается, что депутаты рассмотрят его во втором чтении уже 10 марта.
Попытки использовать механизмы авторского права в этой части, отметила эксперт, бессмысленны до внесения изменений в некоторые международные договоры – в частности, в п. 6 приложения № 26 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. Данный документ предусматривает, что права режиссеров-постановщиков охраняются только в режиме смежных прав. Поэтому сейчас законодатель вплотную занимается именно вопросом совершенствования норм о смежных правах.
Имеет ли право потребитель потребовать возврата стоимости билетов на театральную постановку, даже в том случае, когда спектакль не был отменен? Ответ на этот и другие практические вопросы – в "Базе знаний службы Правового консалтинга" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ
Так, законопроект предлагает закрепить право на неприкосновенность постановки и защитить исполнение от всякого искажения, в том числе при публичном исполнении постановки спектакля.
Кроме того, декларируется исключительное право режиссера-постановщика спектакля на постановку в течение всей его жизни, но не менее 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлено ее первое публичное исполнение.
По мнению Ольги Рузаковой, данный законопроект является на текущий момент одним из наиболее значимых в сфере защиты авторских и смежных прав: "Замысел театрального режиссера имеет чрезвычайно важное значение – по одним и тем же произведениям ставятся совершенно различные постановки, которые зритель воспринимает совершенно по-разному".
Также она отметила, что в экспертном сообществе обсуждаются и другие инициативы, касающиеся интеллектуальной собственности, например:
На текущий момент все указанные предложения находятся в стадии обсуждения – конкретных законодательных инициатив по ним нет.