Loading the player ...
Уроженец Саранска, мастер спорта по маунтинбайку и член сборной России впервые сел на велосипед еще в детстве. Потом был BMX-спорт, участие в соревнованиях и пауза протяженностью в несколько лет. После чего началось увлечение дисциплиной «даунхилл» — экстремального спуска на подготовленном велосипеде с горы по трассе, оборудованной трамплинами, контруклонами и целым рядом других препятствий. Скорость на отдельных участках может достигать 60 км/ч.
- Когда получил приглашение в сборную России?
- Это было в 2012 году. Я тогда хорошо выступил на Чемпионате РФ, что называется «заехал» в призы. Самым сильным плюсом от этого стала возможность участвовать на мировых чемпионатах и кубках. Но надо понимать, что уровень заграничных спортсменов куда выше. Например, соперники в сезон катаются и тренируются в горах до 3 месяцев, у меня лично получается всего 2-3 недели. Разницу в уровне я увидел еще году в 2010-м или 2011-м, когда ездил на соревнования в Швейцарию. Было больше 300 участников, трасса очень сложная и 2 дня подряд шел ливень. В заезде я сделал 5 остановок, чтобы отдохнуть, руки и ноги были «забиты», я их почти не чувствовал. А останавливаться категорически нельзя. Потом еще в тренировочном заезде попробовал поехать за тогда действующей чемпионкой мира. В её темпе я смог продержаться всего 1 минуту, потом просто потерял девушку из вида.
- Заграничные поездки оплачивает сборная?
- Нет конечно. Мне лично помогают спонсоры, которых еще нужно заинтересовать, показать, что ты можешь помочь в продвижении их товаров. Не все ведь готовы купить или предоставить даже один велосипед. Цены на хороший байк варьируются от 200 и где-то до 500 тысяч рублей. За 100 тысяч рублей можно купить велосипед для начинающего, но не для профессионального спортсмена. Ценник тут складывается, в том числе, из-за гонки за снижением веса. Поэтому используются дорогостоящие технологии, в том числе карбон, который и помогает сделать велосипед полегче. Соответственно, трассу можно проехать быстрее. На соревнованиях важна каждая тысячная секунды. Например, на чемпионате Мира в 10-секундный отрезок могут заехать 50 участников.
- Какая гонка вышла для тебя самой тяжелой в физическом и моральном плане?
- Суточная гонка в Австрии. Это очень круто, эмоционально, но нереально тяжело ездить 24 часа. Первый раз я был на этой гонке в 2015 году вместе с другом Антоном. Приехали мы за 3 дня, посмотрели трассу, не очень сложная, кстати. Ну а потом в 12 часов дня по местному времени на старт вышли несколько сотен спортсменов. После первого спуска надо было бежать в кабинку фуникулера, чтобы в числе первых снова оказаться наверху и сделать еще один спуск. Вот так вся гонка. Мы с Антоном менялись каждые два часа.
- Был ли момент, когда хотелось все бросить и уже идти отдыхать?
- Через 6 часов. Так и Антон хотел сделать, но друг другу этого не сказали, а бросить напарника было стыдно. Условия ведь очень жесткие были. Жара под 32 градуса по Цельсию, по правилам нужно быть в полной защите и снимать её нельзя. Нагрузки на организм были такие, что некоторых участников наизнанку выворачивало. При этом надо что-то есть, калории тратятся просто бешеные. Времени на отдых нет, надо напарнику подавать воду и питательный спортивный гель. Технике тоже доставалось. У Антона велосипед за 4 часа до конца гонки просто посыпался, сломалась подвеска. В итоге доезжали на моём. Еще очень хорошо запомнил просто дичайший запах фастумгеля в кабинке фуникулера. Участники растирали «забитые» мышцы, чтобы ехать дальше. Тогда мы сделали 158 спусков за сутки и заняли второе место. Гонка также закончилась в 12:00 по местному времени, потом в 15:00 было награждение. Дальше мы просто сутки спали, вставали поесть и еще сутки на сон. Вот на 3-й примерно день начали приходить в себя. Потрясающий конечно опыт. Жалко, что до 1 места нам всего одного спуска не хватило. В 2016 тоже ездили и снова были вторыми. На следующий год поехать не получилось.
- Насколько даунхилл травмоопасен и какая трасса запомнилась, как самая экстремальная?
- Естественно, что это достаточно опасный вид спорта. Падения бывают. У меня травмирована были кисть и ключица. Ушибы и синяки в расчет вообще не берутся. Тут главное — здраво свои возможности оценивать. Если новичок решит рекордно откатать трассу, то последствия могут быть плачевными. И, вероятнее всего, закончится все серьезной травмой. Самой опасной для себя трассой пока считаю ту, что была на городских соревнованиях в Братиславе. Её же сделали прямо в городе и постарались, чтобы зрители и телевизионщики увидели максимально эффектные прыжки спортсменов. А заранее откатать и разучить трассу нельзя, разве что визуально оценить. Поэтому и получилось, что на скорости в 60 км/ч с трамплина был вылет на 16 метров. А от руля влево и вправо стены на расстоянии в метр, ошибаться вообще нельзя. На одной гонке не получилось, упал я на бок на брусчатку метров с 4-х. Очень неприятный момент, но хорошо был в защите.
- В 2018 году что в первую очередь планируешь?
- Все-таки еще раз попасть на 24-часовую гонку в Австрию. Только на этот раз хочу в одиночку проехать все от начала и до конца.
Фото/видео: из личного архива Ивана Кунаева