В газете «Ленский коммунист» от 4 августа 1959 года была опубликована статья под названием «Расти нашему порту, хорошеть городу!», по информации старшего инженера техинспекции пристани Ленского речного пароходства В. Зезюля.
«В этом году, как известно, было открыто прямое железнодорожное сообщение Москва-Лена, а «Лена» — это значит Усть-Кут.
Прямым сообщением из Москвы в комфортабельных цельнометаллических вагонах едут сотни, тысячи пассажиров. Их путь — в Якутию, но прежде всего в Усть-Куте им необходимо пересесть на пароход.
И пароходы у нас на Лене неплохие. Такие красавцы, как «Ленинград» и «Клавдий Краснояров», обслуживающие скоростную линию Усть-Кут — Якутск, могут, можно сказать увезти в своих каютах за один рейс население целого поселка.
В дороге пассажирам предоставлены все удобства. Какие же приятные воспоминания останутся у пассажиров об Усть-Куте?
Чувствую, некоторые скажут: никаких приятных воспоминаний.
Действительно ли это так? Хочется ответить на претензии такого рода: не все сразу, товарищи. Сравните то, что было, положим, каких-нибудь четыре-пять лет тому назад, и посмотрите, что есть теперь!
Железная дорога, станция Лена, порт — все это возникло у нас на глазах. Однако многое из намеченного не построено, не создано и стоит сейчас на очереди дня.
На берегу против железнодорожной станции Лена буквально на днях закладывается основание будущего речного вокзала «Усть-Кут». Вот что он из себя будет представлять.
Речной вокзал рассчитан по проекту на несколько сот пассажиров. Это большое каменное здание с бетонированным выходом к берегу, увенчанное колоннами, с залом ожидания внутри, с помещениями, предназначенными для отдыха пассажиров. Там разместятся гостиница, кафе-столовая, бильярдная, камера хранения ручной клади и багажа. А зимой, когда реку покроет лед и приток пассажиров прекратится, один из залов будет выполнять роль кинотеатра.
Строительство порта завершится, в основном, в 1957 году, и тогда он вступит в эксплуатацию на полную мощность.
В 1957 году должно открыться прямое железнодорожно-водное сообщение, и грузы, поступающие в Усть-Кут, смогут перерабатываться из железнодорожных вагонов непосредственно на баржи.
Нынче уже применяется что-то подобное. Некоторые грузы, например, трубы, которые старший крановщик Геннадий Омолоев переваливал на мощном «блейхере», поступали на баржи, минуя склад. Правда, этот вариант применен далеко еще не полностью, так как в роли посредников между вагоном и краном выступали автопогрузчики. В будущем же году, когда закончится отсыпка путей, составы будут подаваться прямо под порталы. Прибавится несколько новых складов. Вступит в эксплуатацию здание пожарного депо, строительство которого давно уже завершено.
Внутрипортовые дороги, на радость водителей автопогрузчиков и бортовых машин, оденутся асфальто-бетонным покрытием. А то, действительно, по нашим дорогам в порту сейчас неудобно ездить, и скептики прямо-таки изощряются в остротах по этому поводу.
Новые сооружения возникнут в городке речников. К началу учебного года приступит к работе новая школа на 400 мест, строительством которой руководит прораб тов. Кудряшов, там сейчас уложена кровля, производится отделка стен, потолков.
Старший инженер второго эксплуатационно-строительного района тов. Голиков подал мысль соорудить пару 12-квартирных жилых домов из шлакоблоков, скоростным методом, и заверил, что сдаст эти дома уже к 1 января.
Строятся четыре двухквартирных брусчатых дома и другие объекты. Но самым интересным событием в городе речников, пожалуй, должно стать строительство Дворца Культуры. Это здание 12-метровой высоты. Сооружено оно будет по типу Дворца культуры автозавода имени Лихачева, находящегося в Москве. Там разместятся, кроме зрительного зала, рассчитанного на 400-500 мест, просторный физкультурный зал, кружковые комнаты и другие помещения, предназначенные для работы различных клубных секций и для культурного отдыха трудящихся, Дворец будет снабжен бетонными ступенями выхода к берегу Лены, с которого открывается широкий красивый вид.
Жителей городка станет снабжать чудесной ключевой водой новый водопровод.
Можно еще сказать, что сооружена будет паротурбинная теплоэлектроцентраль. Будут проложены канализационные и теплофикационные сети и построено многое, многое другое.
Работы у строителей — непочатый край.
Каждое новое сооружение — это свидетельство нашего роста, нашей силы, свидетельство того, что мы богатеем из года в год. Есть железная дорога, есть порт. Будет и вокзал, и многое другое. «
фото «УК24» из архива газеты «Ленские Вести»
Другие новости О чем писали в Усть-Куте в 1969 году О чем писали в Усть-Куте в 1962 году О чем писали в Усть-Куте в 1967 году